Блог

Честный знак, что это такое и для чего этот QR-код?

Честный знак, что это такое и для чего этот QR-код?

Покупая продукцию все чаще нам встречается QR -код, какую информацию он в себе несет и что такое честный знак. Об этом всем мы поговорим сегодня в нашей статье.

Честный знак — это национальная система маркировки и прослеживания продукции. Специальный цифровой код гарантирует подлинность и качество товара. Основная задача системы — повышение уровня безопасности россиян, борьба с контрафактом и некачественными аналогами.
Так почему же важно маркировать товар?

По данным Минпромторга, на Российском рынке с начала 2018 года выявлено свыше 6 миллионов единиц контрафактной продукции, что является серьезной проблемой как для самих потребителей, которые за свои деньги получают товар сомнительного качества, так и для владельцев продукции. Это негативно сказывается на репутации последних и влечёт финансовые убытки.
Главный принцип системы Честный знак вытекает из названия. Это честность перед потребителями, прозрачность всех процессов (от производства и логистики до отслеживания продаж).

Преимущества Честного знака:

  • Объединение двух компонентов
  • Работа со всеми товарами
  • Наличие онлайн-касс
  • Содействие потребителя
  • Простота использования
  • Надёжность

QR Код хранит:

· наименование товара;
· цена;
· название страны происхождения;
· данные об изготовителе;
· дата производства и срок годности или эксплуатации;
· основные характеристики изделия: материал, цвет, размер;
· другие данные.

Как выглядит штрих код «Честный ЗНАК»

Изображение двухмерного кода может быть квадратным или прямоугольным. Минимальный размер квадратного — 10x10 пикселей, максимальный — 144x144. Прямоугольного — от 8х18 до 16х48 пикселей. Количество столбцов и строк может быть только четным, цвет пикселей — черно-белый. Код распознается при помощи 2D-сканера. Самый маленький вариант удобно размещать на лекарственных средствах и пачках сигарет. Крупный — на больших коробках и шинах.

Можно ли подделать штрих код Дата Матрикс?

В отличие от обычной бумажной наклейки цифровой код подделать крайне сложно. Все сведения о товаре хранятся в едином национальном каталоге системы, их невозможно удалить или добавить. Когда покупатель приобретает изделие, код становится недействительным и выводится из оборота. Эти действия также отображаются в системе и подтверждаются на фискальном накопителе онлайн-кассы.

Уникальные коды генерируются системой автоматически, их невозможно угадать. Помимо закодированной информации, Data Matrix содержит криптохвост, который нужен для проверки подлинности. Благодаря ему идентификационный знак практически невозможно подделать. Маркированный таким образом товар надежно защищен от фальсификаций.

Кто контролирует маркировку товаров?

Работать в обход системы опасно: за отсутствие кодов маркировки предусмотрен штраф должностному лицу и конфискация товара. За опоздание с регистрацией также могут оштрафовать или вынести предупреждение. Подделка кодов Дата Матрикс — это уже уголовная ответственность. Нарушителям грозит большой штраф и тюремное заключение.

Чаще всего выявляются такие нарушения:

· отсутствие маркировки;
· поврежденные этикетки;
· нечитаемый штрих код;
· несвоевременная регистрация товара.

Оператор маркировки товаров — Центр развития перспективных технологий (ЦРПТ). Эта организация регулирует процесс маркировки товара, но не контролирует исполнение законодательства. Проверять коды, проводить контрольные закупки и рейдовые осмотры уполномочен Роспотребнадзор. Контролем зарубежных товаров занимается Федеральная таможенная служба. Документацию, чеки и работу с кассовыми аппаратами проверяет Федеральная налоговая служба.

Бороться с нарушениями помогает общественный контроль. ЦРПТ постоянно рассказывает потребителям о значении маркировки, и люди начинают внимательнее изучать товар перед покупкой. С помощью мобильного приложения покупатель может самостоятельно проверить подлинность кода Дата Матрикс. Обнаружив некорректный штрихкод, человек может отправить сообщение оператору системы маркировки прямо в приложении. Сотрудники ЦРПТ обрабатывают жалобы и направляют их в Роспотребнадзор, который организует проверку.

Подведем итог

Такая национальная система маркировки, во много полезна как для потребителя, так и для поставщиков. Маркировка надежно защитит рынок от недобросовестных производителей, выпускающих подделку. На сегодняшний день по многим товарным группам уже произведена маркировка, в будущем это коснется всего. Боятся этого не стоят, при правильно отлаженной системе нет не чего сложного.
Маркировка
Made on
Tilda